Научная статья на тему 'Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования'

Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1898
874
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-РЕСУРСЫ СУБЪЕКТА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕСУРСОВ / ДИНАМИКА СИСТЕМЫ РЕСУРСОВ / ФЕНОМЕН ИСТОЩЕНИЯ КОПИНГ-РЕСУРСОВ СУБЪЕКТА / PERSON''S COPING RESOURCES / AGE PECULIARITIES IN RESOURCES PHENOMENOLOGY / RESOURCES SYSTEM DYNAMICS / COPING RESOURCES DEPLETION PHENOMENON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Светлана Алексеевна

В статье представлены ключевые направления и перспективы теоретико-эмпирических исследований копинг-ресурсов в Костромской школе совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Копинг-ресурсы субъекта: основные направления и перспективы исследования»

графия. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

3. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В., Сапоровская М.В., Петрова Е.А. Психология межпоколенных отношений: конфликты и ресурсы. Монография / отв. ред. М.В. Сапоровская. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова - Verlag des Psychotherapeutischen Instituts Bergerhausen, Duisburg, 2009.

4. Куфтяк Е.В. Психология семьи: стресс, со-владание, устойчивость. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011.

5. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Кострома, 26-28 сент. 2013 г. В 2-х тт. / отв. ред.:

Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.

6. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в современной российской семье. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.

7. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы» / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.

8. Хазова С.А. Когнитивные ресурсы совладающего поведения: эмпирические исследования. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.

УДК 159.922

Хазова Светлана Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

КОПИНГ-РЕСУРСЫ СУБЪЕКТА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ*

В статье представлены ключевые направления и перспективы теоретико-эмпирических исследований копинг-ресурсов в Костромской школе совладающего поведения.

Ключевые слова: копинг-ресурсы субъекта, возрастные особенности в феноменологии ресурсов, динамика системы ресурсов, феномен истощения копинг-ресурсов субъекта.

Изучение копинг-ресурсов субъекта является одним из важнейших направлений исследования совладающего поведения. Актуальность их определяется тем фактом, что именно ресурсы дают возможность человеку испытывать удовлетворение собственной жизнью, чувствовать себя и быть ее подлинным хозяином, в том числе и в ситуации экономической и социальной нестабильности в нашей стране и во всем мире. Копинг-ресурсы позволяют человеку успешно справляться с требованиями жизни, совладать с разнообразными стрессами. Именно ресурсы как внутренние силы субъекта существенно расширяют возможности человека, повышают его ценность в глазах окружающих, делают его более успешным, продуктивным, жизнестойким.

Исследования ресурсов имеют не слишком длинную историю, даже в зарубежной психологии она насчитывает едва ли более 30 лет, а это направление считается достаточно молодым и перспективным, инициирующим большое количество исследований. В отечественной психологии понятие «ресурс» используется в общепсихологических работах (Т.В. Корнилова, Е.А. Сергиенко), в психологии развития (Е.А. Сергиенко) и психологии личности (Д.А. Леонтьев), в исследованиях по социальной психологии (С.А. Багрецов, А.Н. Лутош-кин), в психологии стресса (В.А. Бодров), в психологии интеллекта (В.Н. Дружинин, М.А. Холодная), в психологии труда и спорта (Д.Н. Завалишина, Л.Г. Дикая, В.Г. Толочек). В качестве ресурсов за-

рубежные и отечественные исследователи рассматривают когнитивные способности (А.А. Алексаполь-ский, В.Н. Дружинин, Н.Б. Горюнова, Е.А. Сергиенко, М.А. Холодная), личностные черты (А. Antonovsky, М.Е.Р. Seligman, М. Csikszentmihalyi,

В.А. Бодров, Е.Ю. Кожевникова, Д.А. Леонтьев), социальные группы, к которым принадлежит личность и отношения в них (C. Jakobi, G. Esser, F. Petermann, H. Scheithauer, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, Е.А. Петрова,

В.А.Толочек), опыт проживания трудных ситуаций и совладания с ними (К. Олдвин, К. Саттон, М. Лэчман), а также условия и объекты среды (S.E. Hobfoll, A.S. Masten, M.-G. Reed).

Тем не менее, необходимо отметить, что исследования ресурсов чаще всего носят экстенсивный характер, эмпирические данные, полученные разными авторами, часто являются противоречивыми или недостаточными для обобщения результатов и обоснованных выводов. Кроме того, фактически отсутствует в отечественной психологии изучение динамических процессов в системе ресурсов субъекта: их мобилизации, расхода, сохранения, экономии, восстановления; в зарубежной психологии имеются лишь единичные работы в этой области (S.E. Hobfoll, C.J. Holahan, R.F. Baumeister,

B.J. Schmeichel, K.D. Vogs).

В костромской школе исследований совладаю-щего поведения вот уже на протяжении более чем десяти лет также предпринимаются весьма успешные попытки изучения копинг-ресурсов с опорой

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-16-44002а(р)

188

Вестник КГУ им. KA. Некрасова ♦ № 5, 2013

© Хазова C.A., 2013

на методологические принципы психологии субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Е.А. Сер-гиенко). Так, С.А. Хазовой при изучении совлада-ющего поведения одаренных старшеклассников было показано, что его эффективность в значительной мере определяется высокими интеллектуальными способностями и интеллектуальными достижениями, повышающими чувство собственной компетентности, в том числе при решении задач возрастного развития (Хазова, 2002). Т.Л. Крюковой сделан вывод о том, что в качестве ресурсов могут выступать не только личностные качества разного уровня, но и социальные отношения и группы, к которым принадлежит субъект (Крюкова, 2004). Развивая эти идеи, Е.А. Петрова (Дорьева) исследовала межпоколенные отношения как ресурс совлада-ющего поведения, позитивный эффект которого наиболее ярко проявляется в ситуациях экзистенциальных кризисов и жизненных выборов (Петрова, 2008).

Дальнейшие разработки проблемы ресурсов реализуются, прежде всего, в исследованиях

С.А. Хазовой и Е.А. Дорьевой и касаются определения понятия, выделения категориальных признаков ресурса, изучения системной организации и функционирования ресурсов. Теоретические позиции авторов подтверждаются значительным пластом эмпирических исследований, традиционно касающихся феноменологии ресурсов, в частности их типологической и возрастной специфики, ресурсной роли интеллектуальных способностей и социальных отношений, процессов истощения и развития психических ресурсов субъекта. Наиболее полно результаты теоретико-эмпирических исследований представлены в совместной монографии авторов «Ресурсы субъекта: теория и практика исследования», вышедшей в 2012 году.

Отталкиваясь от определения ресурса совлада-ния как совокупности личностных и средовых средств, возможностей, которые имеются в наличии и которые субъект может актуализировать и осознанно использовать в случае необходимости, предложенного костромским исследователем Е.А. Петровой (Петрова, 2008), и развивая его, мы, во-первых, исходили из понимания ресурса как психического свойства. Такое понимание релевантно представлениям многих авторов, в частности, Е.А. Сергиенко, Д.А. Леонтьева, М.А. Холодной. Во-вторых, мы опирались на категорию ментального опыта, центральным образованием которого является способность к концептуализации как способность при обработке информации не только осмысливать и интерпретировать опыт, формировать смыслы, но и образовывать систему представлений о мире и себе, то есть у человека есть представление (знание) не только о собственных свойствах, но и об их ценности, значимости

Таким образом, мы понимаем под ресурсами психические свойства, которые устойчиво связы-

ваются в ментальном опыте субъекта с позитивным эффектом, наличием ощутимого преимущества при взаимодействии с требованиями и вызовами среды, выходящими за рамки обычных условий жизнедеятельности (Хазова, 2013). Такое определение позволяет рассматривать ресурс как феномен ментального опыта и разделять собственно ресурсы субъекта и внешние объекты среды, которые благодаря концептуальным способностям наделяются субъектом ресурсным значением и могут играть поддерживающую роль в определенных обстоятельствах. Отражение ресурсной роли собственных свойств и наделение ресурсным значением объектов внешней среды не свободно от социокультурного контекста.

Такие теоретические позиции позволяют выделить категориальные признаки ресурса: представленность в ментальном опыте; реализацию в конкретной деятельности и прямую связь с ее эффективностью, о чем говорила еще Е.А. Петрова (Петрова, 2008); устойчивость; относительную независимость от степени осознанности, но при этом возможность осознания в процессе психотерапии и рефлексии. Являясь содержательной характеристикой внутреннего мира субъекта, ресурс отграничивается нами от резерва и потенциала, а также от черт (диспозиций) и способностей (Хазова, Дорьева, 2012; Хазова, 2013).

Постулируя системную организацию ресурсов, мы выделяем свойства системы, как универсальные для всех систем, так и специфические: целостность, организованность, динамичность, устойчивость, сочетание двух типов организации - иерархической и гетерархической, наличие особого системообразующего фактора и мегарегулятора - концептуальных способностей, а также гетерогенность и гетерохронность формирования.

Сложность феномена и отсутствие адекватных способов диагностики делает необходимым разработку особых методических стратегий для изучения ресурсов субъекта, что также является важным направлением разработок костромских авторов. Поскольку копинг-ресурсы чаще всего исследуются в сочетании с копинг-стратегиями, в существующих методиках происходит их подмена: исследуются отдельные копинг-действия, а не психические феномены, которые могут играть ресурсную роль в стрессовых ситуациях.

Общепринятым методическим положением в нашей школе является сочетание диагностической и развивающей стратегии, предпочтение типологического, личностно-ориентированного подхода, одновременное использование качественных и количественных методов, поскольку количественные позволяют выделить и описать закономерные тенденции, а качественные, прежде всего феноменологическое интервью, - ориентироваться на изучение смыслов, переживаний субъекта, уделяя осо-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

189

бое внимание продуктам деятельности и живому языку (дискурсу) субъекта.

Конечно, наибольший интерес представляют эмпирические исследования. В исследованиях костромских авторов представлен богатый материал о ресурсной роли интеллектуальных способностей, когнитивных стилей (в частности, поленезависи-мости и рефлективности), чувства юмора как когнитивной способности, эмоционального и социального интеллекта (Хазова, 2010). Изучаются социальные отношения и ресурсное значение: общение с друзьями, семья и взаимоотношения в ней, участие в различных группах со сходными проблемами (Петрова, 2008; Крюкова, 2010).

Представим две серии исследований, на наш взгляд, наиболее интересные. Так, была описана возрастная специфика ресурсов субъекта. Например, было показано, что в российской культуре, остающейся в значительной мере коллективистической, независимо от возраста, люди склонны обращаться социальной поддержке, наделять отношения, прежде всего семейные, ресурсным значением. Среди индивидуальных ресурсов чаще всего называются направленность на себя, выражающаяся в стремлении руководствоваться своими идеалами, целями и ценностями в выборе поведения, умении отстаивать свою точку зрения, самостоятельности, самодостаточности, принципиальности, и открытость новому (Хазова, Дорьева, 2012).

Исследование представлений субъекта о собственных ресурсах обнаружило, что, во-первых, все испытуемые во всех возрастах понимают ресурс как запас, внутренние силы, помогающие добиваться успеха, то есть ресурс выполняет функции «усилителя» деятельности. Во-вторых, во всех возрастах выделяются группы ресурсов: эмоциональные (преданность и любовь к родителям, детям, жизнелюбие, сдержанность, вера в Бога), волевые (целеустремленность, упорство, сила воли), коммуникативные (открытость, отзывчивость, толерантность к другим людям, умение слушать людей), интеллектуальные (рациональное мышление, чувство юмора, способность к самоанализу, «умение думать», мудрость, креативность, любознательность, интерес к новому). Специфически подростковыми (90% выборки) являются телесные ресурсы (ловкость, сила, привлекательность), но при этом отсутствуют представления о мотивационных. В-третьих, четко были прослежены особенности: 1) перечень ситуаций, требующих вложения ресурсов, значительно шире, чем в предыдущих возрастах: это события, связанные со смертью близких, тяжелыми болезнями, рождением детей, разводом, службой в армии, началом профессиональной деятельности; 2) каждая из групп ресурсов становится шире, разнообразнее и наполняется новыми содержаниями. Сами респонденты также фиксируют изменения и говорят в интервью так: жизнь

учит, специально создаешь в себе что-то, и положительные события, и отрицательные укрепляли ресурсы.

Пожилые люди в первую очередь называли собственные качества:

- волевые (целеустремленность, воля, упорство, решительность) - 35% ответов;

- самоотверженность, ответственность в отношениях (забота о детях, близких) - 15% ответов;

- терпение - 4%;

- веру в Бога - 25%.

В группе пожилых людей, удовлетворенных жизнью и сохраняющих активность особое место среди ресурсов занимают общительность, позитивный настрой и оптимистичный взгляд на жизнь, чувство юмора, гибкость, наличие желаний, интересов, планов. Результаты позволяют говорить

о том, что пенсионеры, относящиеся к этой группе, обладают оптимальным уровнем самооценки, более высоким уровнем самопринятия, уверены в себе, независимы, не центрируются на проблемах здоровья. Фиксируется принятие собственного старения и возрастных изменений, что является результатом деятельности когнитивных процессов по переоценке жизненных ценностей. Важнейшим ресурсом является и роль, предполагающая ответственность за других, понимание своей нужности и возможности помогать детям и внукам.

Специфические особенности ресурсов проявляются и в эффектах мобилизации ресурсов (функциях), на которые указывают исследователи (Кожевникова Е.Ю., 2006; Петрова Е.А., 2008; Taylor S., 1995; Hobfoll S. E., 1998; Бодров В.А., 2006; Крюкова Т. Л, 2005; Леонтьев Д.А., 2010; Холодная М.А. и.д.). На основании обобщения этих данных и результатов собственных эмпирических исследований нами выделены следующие функции ресурсов: 1) достижение позитивных (субъективно и объективно) результатов: улучшение адаптации, повышение эффективности деятельности, в том числе, совладающего поведения; 2) установление и поддержание тесных контактов с другими людьми. Так, например, нами зафиксирован эмпирический факт сокращения социальных контактов при истощении; 3) подержание позитивной Я-концеп-ции, рост и развитие личности, приобретение нового опыта; 4) усиление самоконтроля; 5) усиление самоэффективности, то есть повышение ощущения собственной компетентности, уверенности в собственных силах, сохранение и повышение способности к контролю собственной жизни; 6) привлечение и создание новых ресурсов.

Пожалуй, одним из самых интересных исследований является изучение феномена истощения ресурсов в ситуации хронического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Хазова, Шеро-нова, 2012).

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

Среди наиболее стрессогенных факторов и причин истощения родители называют неконтролиру-емость ситуации (81%), материальные трудности (78%), ухудшение отношений с супругом (63%), монотонность и однообразие (60%), отсутствие поддержки (71%), страх за будущее ребенка (28%).

Симптоматика истощения ресурсов проявляется на соматическом (бессоница, головные боли, снижение полового влечения), психическом уровне (снижение когнитивных функций, вязкость мыслей, сильная усталость (63%), постоянное психическое напряжение (60%), неудовлетворенность собой (60%)) и поведенческом уровне (постоянные слезы, агрессия, отсутствие сил). Следствием истощения ресурсов является снижение эффективности деятельности, сужение социальных контактов, высокий уровень депрессии (44% родителей). Это исследование позволило рассматривать истощение как дезадаптивный феномен, затрагивающий все сферы жизнедеятельности.

Подводя итог, необходимо отметить, что в исследовании ресурсов остается множество вопросов: например, неясно, каким образом субъект управляет своими ресурсами, как актуализирует, экономит, накапливает, какие факторы влияют на индивидуальную специфику ресурсов и их развитие. Все это оставляет простор для творчества исследователей.

Библиографический список

1. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - 476 с.

2. Петрова Е.А. Межпоколенные отношения как ресурс совладающего поведения: Дис. ... канд. пси-хол. наук. - Кострома, 2008.

3. Петрова Е.А., Хазова С.А. Основные проблемы в исследовании ресурсов совладающего поведения // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 1 / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред. К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2012. -

С. 102-120.

4. Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: Дис. . канд. психол. наук. - Кострома, 2002. - 172 с.

5. Хазова С.А., Дорьева Е.А. Ресурсы субъекта: теория и практика исследования. Монография. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 238 с.

6. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: проблема определения понятия // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения). Материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием). Москва, 30 мая -

1 июня 2013 г. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. -

С. 148-151.

7. Хазова С.А., Дорьева Е.А. О методах исследования психических ресурсов субъекта // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: «Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2012. - № 4. - С. 29-35.

8. Хазова С.А., Шеронова (Ряжева) М.В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Серия «Психология. Педагогика. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 3. - С. 203-209.

УДК 159.922

Дорьева Евгения Анатольевна

кандидат психологический наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПРОБЛЕМА ДОСТАТОЧНОСТИ РЕСУРСОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье раскрывается проблема достаточности ресурсов совладающего поведения субъекта: рассматриваются ситуации дефицита и истощения ресурсов, ограниченности ресурсов, обеспеченности и сверхобеспеченности ресурсами, их проявления и следствия для субъекта. Теоретические положения и выкладки подкрепляются научными данными, а также результатами многих эмпирических исследований, в первую очередь, авторов-костромичей.

Ключевые слова: совладающее поведение субъекта, ресурсы совладающего поведения, достаточность ресурсов, баланс потери и восстановления ресурсов, сверхобеспеченность ресурсами, устойчивость, психологическое здоровье.

Современная российская психология в большей степени стала ориентироваться на изучение позитивных феноменов психологии человека: счастье, любовь, успешность, жизнестойкость и т.д. В этом русле отдельную актуальность приобрела проблема ресурсов, о которых мы говорим в контексте совладающего с трудными жизненными ситуациями и стрессом поведения субъекта. Данная научная проблема имеет 40-летнюю ис-

торию изучения в зарубежной психологии. Интерес к данной проблематике в отечественной психологии не столь давний, но выраженный, что подтверждается большим количеством публикаций и исследований, проводимыми тематическими конференциями (в том числе, три Международные конференции по проблеме в Костроме 2007, 2010, 2013).

Совладающее поведение (от англ. сoping) -осознанное, целенаправленное поведение субъек-

© Дорьева Е.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.